Мои 6 месяцев в Эстонии
Несколько фактов об Эстонии в сфере IT технологий
е-Эстония: С 2005 года в стране проводится онлайн-голосование. Все налоги можно выплачивать через интернет. Документы можно подписывать с помощью ID-карточки (электронно-цифровая подпись хранится в чипе), по всей стране работает 4G интернет, даже в малонаселенных местностях и лесах (2/3 территории Эстонии состоят из леса, имеется указ - не вырубать деревья на площади до 1/2 земли).
Немного об университете:
Таллинский Технологический университет - единственный технический университет страны, имеющий порядка 70000 выпускников и 12000 студентов из более чем 100 стран. Университет сотрудничает с 200 высокотехнологичными компаниями, в том числе известной соц. сетью Skype (эстонская компания, купленная Microsoft). Университет оснащен всем необходимым оборудованием, различными лабораториями в зависимости от направления (cisco, робототехника, мехатроника, и т.д). В университете также работает большая библиотека (отдельное здание в 4 этажа с возможностью самообслуживания при получении и сдаче книг, резервации комнат для индивидуального и группового обучения), спорт центр (также отдельное здание, расположенное на территории кампуса, где студенты могут выбрать курс по направлению: фитнес, баскетбол, волейбол, гимнастический зал, а также закрытый стадион для различных соревнований).
В целом курс охватывает как технические, так и организационные аспекты киберпространства. К техническим относятся: сети, технологии атаки и защиты, криптография и т.д. К организационным: законы легализации, политическое и организационное взаимоотношение между странами, стандарты и психология.
В первом семестре я изучала 7 предметов:
Malware 1 (Марварь 1) - предмет дает обзор категорий, методов и систем защиты от вредоносных программ.
Результаты обучения на курсе:
- понимание различных типов вредоносных программ
- навыки выбора инструментов для обнаружения вредоносного ПО
- навыки применения превентивных методов
Malware 2 (Малварь 2) - это продолжение той же программы с дальнейшим изучением различных техник систем безопасности. Оба курса были практическими, так как было много самостоятельной работы и технических заданий.
Также этот курс посещали различные спикеры, работающие в настоящее время в отрасли кибербезопасности, а именно программисты вирусов, аналитики по безопасности компьютерных систем местных компаний и организаций на разных уровнях (национальные центры безопасности, частные мониторинговые центры). По окончании я смогла сформировать базовые навыки сканирования и изучения вредоносных программ, сканирования и использования необходимых инструментов программного обеспечения для обнаружения уязвимостей и обратный инжиниринг (популярный термин на сегодняшний день в киберпространстве, направленный на программирование) для более подробного изучения вредоносных систем и систем взлома.
Legal Aspects of Cyber Security (Юридические аспекты кибербезопасности) - обзор правовых аспектов кибербезопасности.
- понимание принципиальных вопросов, связанных с кибербезопасностью и правом
- обзор наиболее актуальных правовых и политических инструментов в области кибербезопасности
- навыки использования юридической терминологии в контексте кибербезопасности
- навыки для анализа тематических исследований или конкретных правовых проблем, связанных с кибербезопасностью
По окончании была написана небольшая научно-исследовательская работа на одну из тем, относящихся к киберпространству, правовым проблемам и возможным решениям, что дало более обширное понимание и знание легализации данных в технологических сферах.
Foundations and management of Cyber Security (Основы и управление Кибербезопасностью)
Главная цель этого курса - представить основные термины и понятия о технических и управленческих аспектах кибербезопасности. Курс был больше теоретическим, но в то же время очень полезным, так как охватывал все необходимые отрасли технологии и стандартов в сфере компьютерной безопасности в целом. Дискуссии во время урока и новости из колонки кибербезопасности развили критическое мышление.
Entrepreneurship and Business Planning (Предпринимательство и бизнеспланирование)
Курс нацелен на понимание сути предпринимательства и его процессов, роли предпринимателя и принципов бизнес-планирования и развития (включая рост) процесса, а также об основных аспектах деятельности предприятий в контексте внешней бизнес-среды, чтобы дать возможность выбранной бизнес-идее практически спланировать бизнес-процесс, разработать бизнес-модель и составить бизнес-план посредством совместной работы и междисциплинарного исследования, которое помогает в выборе профессии стать предпринимателем. Для меня это было что-то новое и интересное, в то же время немного сложное, так как раньше я не сталкивалась с подобными предметами в IT сфере. За курс необходимо было составить бизнес-план и рассчитать все малейшие детали для дальнейшего понимания всего процесса, вся работа выполнялась в группе (в моей группе были студенты из Индии, Филиппин и Ирана), что в свою очередь является плюсом, так как ты работаешь в коллективе и всегда делишься и обсуждаешь все идеи. Мультинациональный коллектив дает возможность узнать различные взгляды и решения на определенные ситуации.
Network Technology 1 (Технология сети 1)
Цель этого курса - ознакомление с фундаментальными сетевыми концепциями и технологиями и разработка навыков, необходимых для планирования и внедрения небольших сетей в различных приложениях. Предмет состоял из лекций и практических занятий, в ходе которых мы использовали оборудование Cisco. Все полученные знания являются практическими.
Introduction to Combinatorics and Elementary Cryptography (Введение в комбинаторику и элементарную криптографию)
Цель курса - дать студентам с меньшим математическим фоном обзор элементарной криптографии и подготовить их к более сложным (крипто) курсам. Я бы сказала, этот курс как повторение и использование возможно новых техник и идей в решении математических задач, которые в последующих предметах будут использоваться на уровне программирования.
Отличия ТТУ от казахстанских ВУЗов:
- Во-первых, это доступ ко всевозможным лабораториям со всем необходимым оборудованием и технологиями. Зачастую, если успел зайти в лабораторию до 20 часов (время, когда двери закрываются автоматически), то можно провести там всю ночь и пользоваться техникой.
- Большое количество различных студенческих организаций, которые очень часто устраивают мероприятия как развлекательного, так и интеллектуального уровня. Интеллектуальные игры, поездки в соседние страны (путешествие к Санта Клаусу в Лапландию, Стокгольм круиз, и т.д.). Студенческие развлекательно-оздоровительные программы, такие как «СПА выходные», «Лыжный день», «Поход в горы», «Гребля на каноэ» и т.д. Ну и куда в Европе без пятничных встреч (meetup and networking) и нетворкинга на различные темы, различные кулинарные ярмарки от студентов, представляющих национальные блюда своей страны. На одной из них мы постарались поучаствовать, собрав четырех девочек из Казахстана, учащихся в Эстонии.
- Так как университет технологический, он использует все необходимые технологии для максимального удобства учащихся, студенческие карты оснащены чипами, которые дают возможность получить доступ к мини библиотеке 24/7, к большой библиотеке, а также к необходимым лабораториям. Также предоставлены все удобства студентам с ограниченными возможностями.
- Помимо этого, бывают дни, когда компании проводят ярмарку открытых вакансий и возможных практик. Профессиональные психологи из университета помогают студентам подготовиться к работе, оказывается помощь в составлении резюме. Также создан отдельный портал, где можно найти практику или работу от компаний, сотрудничающих с университетом и не только, что очень удобно. Все можно найти в одном месте, проконсультироваться и составить резюме европейского стандарта, а также узнать свои сильные стороны.
- Функционируют зимние и летние школы или ускоренные курсы по различным направлениям, которые спонсируются европейской комиссией и предоставляются бесплатно.
- Есть определенный план предметов на каждую специальность, которые делятся на обязательные, элективные и предметы личного предпочтения или выбора. В целом они составляют 10 кредитов из общих 120-ти, по которым, обучаясь на факультете информационных технологий, студент может выбрать предмет абсолютно другого направления по желанию, к примеру «Журналистику», «Спорт», «Искусство» и т.д. И есть огромный список элективных предметов, в котором каждый найдет интересное для себя, что на сегодняшний день в наших вузах не особо развито. Также университеты сотрудничают друг с другом и предоставляют совместные курсы. Это дает еще больше возможностей получить практику обучения в различных университетах.