Детское творчество. Как не убить желание творить
Детское творчество. Как не убить желание творить
Детское творчество - вещь тонко-настроечная, как музыкальный инструмент. Плохо натянутые струны будут издавать фальшивый звук, перетянутые - могут навредить и инструменту, и самому музыканту. Как дозировать своё вмешательство в детский творческий процесс, чтобы не убить желание творить и поддержать детское творчество?
Сегодня есть тысячи возможностей для детского самовыражения. Дети больше не рисуют одинаковые домики, одинаковое солнце и прочее. Мы научились ценить чистое детское видение и индивидуальность. Уже редко услышишь: “Так деревья не рисуют!” Но всё же, расставление флажков и навязывание шаблонов - до сих пор привычное поведение некоторых взрослых по отношению к детям.
Советы, как воспитать талант
Что мешает ребенку творить в своё удовольствие:
- Жёсткий авторитарный стиль воспитания, при котором невозможно проявить инициативу. Если это ваш случай, то необходимо проанализировать истоки своей авторитарности, которые как правило, происходят из детства. В большинстве своём это обиды на собственных родителей, которые необходимо принять и проработать, а затем осознанно скорректировать своё собственное родительское поведение.
- Большое количество запретов. Не бери, не ходи, не трогай. В этом случае целесообразно ответственность за последствия детских действий адресовать самому ребёнку: “Ты можешь это сделать, но тогда получишь то-то и то-то”. Всегда оставляйте право выбора за ребёнком. Относитесь к нему с уважением, как к взрослому человеку.
- У ребёнка низкая самооценка. Что делать? В ситуациях, где он на высоте - публично хвалить его, но не чрезмерно, чтобы не добиться обратного эффекта. Присмотритесь внимательнее к его способностям и, если он хорошо подтягивается на турнике, попросите научить тому же младшего брата.
- Необоснованная критика. Когда вы собираетесь сделать замечание, прежде скажите о том, что ребёнок уже умеет делать хорошо, а потом добавьте то, чему необходимо научиться. И не делайте замечаний совсем, когда результат мало зависел от ребёнка.
- Увлечение копированием. Любые работы по образцу, срисовывание, использование раскрасок - подавляют собственное творчество. В этом случае полезно на время исключить подобные занятия и направить внимание на абстрактные задачи с разными материалами.
- Негативные предсказания. Когда заранее ребёнок слышит, что у него ничего не получится, или то, что он ещё мал для какой-то деятельности, он постепенно перестаёт даже пытаться попробовать что-то сделать. Исправить ситуацию можно следующим образом: хвалить не за результат, а за усилия, которые ребёнок предпринял для достижения результата. И ещё один совет: даже если малыш ещё мал для конкретной деятельности, имеет смысл поручить ему часть сложного процесса, чтобы и он внёс лепту в общий взрослый труд. Всегда выражайте уверенность: “Я знаю, что у тебя получится”.
- Вы не поддерживаете его начинания. Маленькому человеку всегда приятно получать поддержку от своих родителей, чтобы он не боялся делать ошибки. Он точно должен знать, взрослые будут любить его независимо от того, получится у него или нет.
- Иногда нужно позволять ребёнку поскучать. В такой период он способен обнаружить то, что может его увлечь, и это замечательная возможность для освоения новых территорий для творчества.
- Не нужно запрещать ребёнку беспорядок в комнате. Конечно, порядок и дисциплина - главные вещи в воспитании осознанности, но, иногда творческий беспорядок - наилучшая творческая среда.
Самое важное в процессе взращивания детского таланта - любовь и терпение. Забудьте о быстрых результатах. Только всеобъемлющая родительская поддержка — самая лучшая награда для ребёнка. Детское творчество - хрупкая вещь, и нельзя относиться к нему невнимательно.