Как вписать одарённого ребёнка в общеобразовательные стандарты

30/09/2019
Просмотров: 2928

Мощнейший ресурс любого общества - неоднородная, творческая энергия одарённого ребёнка. Но, нужны ли нам талантливые дети? Точнее, нужен ли талант самому ребёнку?

Что такое детский талант в условиях обычной школы?

Это дар или проклятие? Ещё говорят, что за талант нужно платить. Страшновато звучит, особенно если представить себе талантливого, одаренного маленького человека. Но, к сожалению, это так. И первое, чем он должен жертвовать за свою особенность – чувство одиночества, непонятость, неумение, и впоследствии, нежелание открываться миру. 
Как вписать такого одарённого ребёнка в общеобразовательные стандарты современной школы? Одноклассники будут постоянно раздражены его готовностью дать ответ на любой вопрос, учителя могут воспринять любой комментарий на уроке, превышающий уровень общепринятых знаний, как покушение на их авторитет. Обычные и скучные уроки убивают интерес вообще к какому-либо участию в процессе урока. 

Есть ли выход?

Как в этих условиях одаренному ребёнку быть собой и не прятаться от проблем, а главное – не отказаться от своего дара, который реально мешает жить в обстоятельствах обычной школы? Единственный выход - поместить ребёнка в среду подобных ему детей, где он будет наравне с такими же, как он, растить свою личность, укрупнять свой талант, и уже не чувствовать себя белой вороной. В Казахстане есть школы, лицеи, гимназии, где ребенок с любым уровнем одаренности и с любой ее окраской, может и сохранить, и приумножить свой дар. И почувствовать себя, востребованным, нужным, важным.
Но, тут есть ещё один подвох. Если ребёнок привык всё время чувствовать свою нестандартность в коллективе непохожих, обычных детей, то, если он попадет в среду таких же одарённых, как он, или более талантливых детей, что его ждет тогда? Необходимость конкуренции, душащая зависть и разрушение картины о себе самом, о собственной нестандартности. Это как потерять корону царствующей особе.
Как теперь в таких условиях остаться собой, не потерять веру в свой дар, не утратить состояние особенности? И как впоследствии, выйдя из школы, пристроить свои способности в социуме? На все эти, казалось бы неразрешимые вопросы есть простой ответ.

Решение

Ответ заключается в умении работать над собой. Ведь наличие таланта ещё не делает из тебя счастливого, успешного человека. А для успешности важнейшими являются волевые навыки, с которыми у одарённых детей как раз не всё в порядке. Как правило, они занимаются только тем, что им нравится, или, что получается лучше всего - то есть, они всё время заняты своей одарённостью. А это говорит о неумении трудиться в других сферах, что приводит к незащищённости в жизни после школы. Адаптация проходит, порой, болезненно, а в некоторых случаях вообще не проходит. Каково же решение? 
Решение, независимо от места обучения маленького талантливого человека (в общеобразовательной или элитарной школе), заключается в мощной психологической поддержке во время обучения и в организации активной внешкольной деятельности, направленной на постижение других полезных навыков. Навыков общения, навыки презентации себя, навыки командного игрока и прочие. Все эти меры должны формировать в ребёнке волевую личность, не пасующую перед трудностями. 
Для успешной жизнедеятельности одарённого ребёнка в стандартных условиях общеобразовательной школы, во-первых, нужны талантливые педагоги. Во-вторых, у талантливых педагогов должно быть право - картбланш на гибкое планирование учебного процесса и его результатов. Такой педагог должен быть готов гибко следовать за темпами развития своих учеников и взять на себя ответственность за это, чтобы выточить из неотёсанного таланта настоящий алмаз на радость самого ребёнка и, конечно, общества.